Страничка логопеда

С.С. Трифонова
учитель-логопед
первая квалификационная категория
МБДОУ № 321

Консультативно-информационное сообщение

«Принципы логопедической работы на начальных этапах формирования речи моторных алаликов».
Алалия-отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (центр Брока, центр Вернике) во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Нельзя расценивать алалию как временную функциональную задержку речевого развития. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.
Весь процесс становления речи при этом речевом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы.
Моторная алалия — медико-психолого-педагогическая проблема. Ведется комплексная системная работа над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языковой системы.
Принципы воздействия:
принцип систематичности и последовательности,
доступности,
наглядности,
сознательности и активности,
прочности,
индивидуального подхода.
Специальные принципы:
учет этиологии и механизмов речевого нарушения,
системности и учета структуры речевого нарушения,
комплексности,
дифференцированного подхода,
 учета личностных особенностей.
Методы
наглядные (экскурсия, метод демонстрации, наблюдения, осмотр помещения, рассматривание предметов и игрушек и т. д.);
Наглядные приемы: показ предмета, движения, игрушки, картинки; показ с называнием; приемы работы с техническими средствами обучения.
словесные (коллективный разговор, чтение произведений детской литературы, пересказ, беседа, чтение стихов, рассказ);
Словесные приемы: (речевой образец, прием имитации; объяснение; указания; словесное упражнение; повторение (сопряженное, отраженное, индивидуальное, хоровое); вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые); оценка детской речи.
практические (игра, практические действия, труд).
На первом этапе работы
o воспитание речевой активности
o развитие общей и мелкой моторики
o формирование пассивного и активного словаря
(доступного пониманию и воспроизведению).
o работа над односторонним диалогом
o формирование психофизиологических предпосылок речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.
Первоначальный шаг — установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.
Установление личностного контакта педагога с ребенком
«Я», «ПРЯТКИ»
Ребенок самостоятельно отвечает на вопрос, показывая на себя. Ребенок прячется в один из «домиков» (под стол, за стул, за шкаф). Педагог стучится в разные домики с вопросом: «Кто в домике живет?». Услышав стук в свой домик, ребенок отвечает: «Я». Организуя игру на занятии, педагог задает различные вопросы, на которые ребенок может ответить «Я»: «Кто будет сидеть на этом стуле?», «Кто достанет картинку?», «Кто выиграл?».
2. Вызываем у ребенка доверие к педагогу.
«СПРЯЧЕСЯ ВМЕСТЕ». При остановке музыки педагог и ребенок прячутся каждый в свой, заранее приготовленный «домик».
«СПРЯЧЬ МЕНЯ». При остановке музыки ребенок прячет педагога в свои объятия.
3. Учим следить за движениями педагога и осознанно подражать.
Старший мишка — педагог, малютка — ребенок.
Жили-были два мишутки:
Старший мишка и малютка, (показывают руками два уровня роста)
Очень мишки те дружили, (обнимаются)
Вместе в лес они ходили, (взявшись за руки, идут по кругу)
Старший мишенька шагает —
Топ-тон-топ-топ.
Ноги мишка поднимает —
Топ-топ-топ-топ.
А малютка догоняет —-
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.
И в ладошки ударяет —
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.
1. Развитие (совершенствование) понимания речи
Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.
Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.
Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).
Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.
закреплять понимание вопросов Что? Кого?, Что делает? У кого был? Кого видит? Кто это? Что это? Кто? Что?, Кто поет? Кто читает? Что лежит? Где? Куда? Откуда? На чем?, Чем? (к сюжетной картине)
Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).
Разложить картинки в нужной последовательности.
Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи
Естественные бытовые ситуации
Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)
Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)
Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)
Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)
Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)
Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначением
Закреплять умение узнавать игрушки по их описанию.
Закреплять умение определять предметы по их словесному описанию и назначению
Закреплять умение узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.
Закреплять умение узнавать предметы по назначению.
— Покажи, чем будешь есть суп.
— Покажи, чем будешь рисовать.
— Чем будешь чистить зубы?
Обогащение словарного запаса у детей и его активизация
Задачи:
— расширить пассивный словарь за счет слов названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или близкими взрослыми;
—  перевести как можно большее число слов из пассивного словаря в активный;
—  учить произносить ударный слот в слове;
—  учить строить обиходные словосочетания,
— учить употреблять однословные и двухсловные предложения;
— способствовать проявлению подражательной речевой деятельности без исправления со стороны взрослых.
1. Расширение пассивного словарного запаса
Работа по лексической теме и в обиходно-бытовых ситуациях
Различение количества предметов (много -мало — один).
Различение величины предметов (большой — маленький).
Различение вкуса (сладкий — соленый).
Различение пространственного расположения предметов.
Различение предметов по их назначению (ложка, щетка, расческа, мочалка, мыло, карандаши и т. п.).
Узнавание предметов по их описанию («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы, острые коготки»).
Выполнение действий по словесной инструкции взрослого.
Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции.
а) без предмета: иди — стой, беги — иди, ложись — садись, беги — стой, сиди — лежи, прыгай — беги
б) с предметом (мяч, игрушка): возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Ане, положи на пол.
Различение утверждения и отрицания: иди — не ходи, закрой глаза — не закрывай, пей — не пей, дыши — не дыши
Различение, к кому обращена просьба, к одному лицу или нескольким лицам: — Вова, сядь; - Дети, садитесь и т. п.
Различение формы единственного и множественного числа существительных. Возьми: мяч — мячи, кубик — кубики;
2. Активизация словарного запаса
Основные приемы:
называние предметов, предметных картинок;
выполнение просьб, поручений передать, взять, отдать предмет;
договаривание начатых педагогом слов, фраз с опорой на предмет или его изображение; (зай — ка, ут -ка.)
название действий в повелительной форме, отраженное за педагогом, сопряженное с педагогом;
хоровое и индивидуальное проговаривание слов.
Развитие мелкой и общей моторики:
Мелкая моторика: детей учат линовать, раскрашивать, вырезать, штриховать, завязывать узелки, выкладывать узоры из мозаики и геометрического материала и т. д.
Воспитание у ребёнка навыков самообслуживания:
самостоятельно умываться, насухо вытирать полотенцем руки, расчесывать волосы, заправлять постель, самостоятельно одевается и застёгивать пуговицы, зашнуровывает ботинки.
Нужно упорно тренировать, постепенно повышая требования и расширяя круг деятельности.
Координация речи с движением. Ориентировка в схеме тела
2. Концентрируем внимание на различных частях тела. Изучаем схему тела.
«НАЙДИ ПАРУ»
Педагог дотрагивается до части тела ребенка и просит найти такую же, парную часть тела. Начинать следует со знакомых частей тела, глядя в зеркало (глаза, уши, щеки, руки, ноги), затем переходить к суставам и более мелким частям тела, вводя правильное название. Педагог говорит: «Это колено (плечо, локоть, пятка и т. д.) Ребенок показывает на пару и отвечает „Вот“
„ТОП, ХЛОП“. Педагог произносит текст, ребенок выполняет движения и подпевает слова-звукоподражания .
Ножками потопали —
Топ, топ, топ!
Ручками похло-пали —
Хлоп, хлоп, хлоп!
Сели! Встали!
Снова сели.
А потом всю кашу съели. Ням, ням, ням!
Пальчиковая гимнастика. Тактильные ощущения
1. Развиваем тактильные ощущения. Воспитываем силу и точность движений пальцев, лучезапястного и локтевого суставов.
ИГРЫ
„СОРОКА-ВОРОНА“, „ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК“. Педагог произносит текст игры и управляет пальчиками малыша. Играют по очереди обе руки: „Угадай, …какой пальчик я поймала?“ рука ребенка под салфеткой. Педагог дотрагивается до пальчика, ребенок показывает, до какого.
„ПИАНИНО“. Педагог „играет“ пальчиком ребенка на пианино, отпускает пальчик, ребенок сам играет на пианино тем же пальчиком.
„СИЛАЧИ“. С силой сжимать поролоновую губку со звуками „УУУХХХ!“ с интонацией усиления напряжения, расслаблять пальцы и выпускать губку со звуками. „АА-АХХХ!“ с интонацией расслабления.
Закрепление у детей подражательной речевой деятельности
Изменение силы голоса по подражанию.
Изменение высоты голоса по подражанию („Пи-пи“, „Гаф-гаф“).
Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)
Успокой куклу. Произношение звука, А .
Кто как кричит? (Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)
Покажи и назови. (Катя, гуси, кот, конь)
Игра „Волшебный сундучок“ (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т. п.)
Угадай, кто сказал. Сказки „Три медведя“, „Теремок“, „Волк и семеро козлят“.
Игра „Эхо“. (Ау, Оля, Ау)
„КАМЕШКИ“.Ребенок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду со звуком, имитирующим „буль“.
„ШАРИК“.Подбрасывать воздушный шар со звуком типа „Ух!“.
„ГВОЗДИ“."Забивать гвозди», сильно ударяя молоточком, со звуком, имитирующим «бух».
Выражение просьбы
Упражнения в ВЫРАЖЕНИИ ПРОСЬБЫ направлены на создание проблемной ситуации, активизируют потребность детей в помощи взрослых. На первом этапе необходимо вселить в ребенка (особенно неговорящего) уверенность в том, что его понимает не только мама, но и новые люди.
1. Воспитываем потребность в речи.
«ДАЙ». Ребенок показывает на игрушку и произносит какой-либо звук, педагог уточняет: «МИШКУ?» Ребенок отвечает утверждающим или отрицающим движением головы, сопровождая звуками, имитирующими слова «Да» или «Не (т)».
Закрепление умения выражать свои желания словесно.
Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.
Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.
Назвать слова отраженно и сопряженно с педагогом, сохраняя ударение: Аня, шарик, зайка, палка, дом, боты, ротик, котик, муха, кубик, уши, Зина, нитки и др.
Закреплять двусложные предложения со словами: где, дай, на, вот, тут. (Где мячик? — Вот мячик; Дай кису — На кису).
Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи: дай пить, идем домой, хочу пить, хочу гулять и др.
На I этапе словесное подражание может быть в любой форме без исправлений недостатков со стороны взрослого.
Рисование
Рисование на влажном песке.
«СЛЕДЫ ЗАЙКИ». Зайчик убегает от волка: сложить три пальца щепоткой и печатать следы двумя руками вместе, затем поочередно имитируя звук [ой] на каждый след
«МАШИНА».Указательным и средним пальцами ведем по песку прямые, волнистые линии со звуками, имитирующими звук машины. (Рисуем поочередно правой и левой рукой.)
Рисование на доске мелом и карандашом на бумаге.
«ДОЖДЬ И ВЕТЕР». Рисовать на листе большого формата, поставленного вертикально (доска, растянутые обои), сначала многочисленные непрерывные круговые линии с протяжным звуком ветра УУУ. Потом — вертикальные короткие черточки произвольного расположения со звуком дождя — КАП на каждую черточку
Рисование палкой на земле
Рисовать прямые линии произвольной длины по образцу педагога (вертикальные и горизонтальные). В момент рисования ребенок произносит любой звук.
Звуковая гимнастика.
«БЕГЕМОТ».
Картинка бегемота. Звук [а] произносится свободно, в грудном низком регистре. Пусть ребенок создаст образ грозного бегемота, который стережет свой дом — свое болото. Педагог читает текст, ребенок произносит звук бегемота. Раздается из болота: «Ааааааа!» Грозный голос бегемота: «Ааа!» Он болото стережет: «Ааааа!» Грозным голосом поет: «Ааааа!»
«ФИЛИН».
Руки — это крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча, «пугает» зверей! Когда у ребенка руки вверху, то звук должен быть высоким, когда внизу — низким. Педагог читает текст, ребенок произносит звук филина.
Ухал, ухал, ухал филин: «У-у!», «У-у!»
Эхо слышалось в лесу: «У-у!», «У-у!»
Звери в страхе разбежались: «У-у!», «У-у!»
Песни испугались — «У-у!», «У-у!»
Мимическая гимнастика. Дыхательная гимнастика.
1. Знакомим с возможностями и функциями различных частей лица, тела и органов чувств.
«ЛИСА».
Лисичка-сестричка.
Хитрая плутовка, (Ребенок щурит глазки и хитро улыбается, руки ладошками вперед на уровне щек, ка-чает головой влево — вправо.)
Рыжая головка. (Гладит себя по голове.)
Хвост пушистый — краса (Изображает рукой движение хвоста.)
Словно бусинки глаза. (Показывает глазки.)
«КАЧЕЛИ». Ребенок лежит на спине. Педагог ставит на живот ребенку крупную, но легкую игрушку. Ребенок катает игрушку — надувает и втягивает живот со звуками у-У (вверх). О-о (вниз) — без инструкции «вдохни-выдохни» .
«МУЗЫКАНТЫ». Играть на дудочке, на губной гармошке и других духовых инструментах, извлекать долгие и короткие звуки произвольно.
Ориентировка в пространстве. Элементарные математические представления
«БЫСТРО, МЕДЛЕННО». Ребенок набирает в ладошку одним движением много мелких бусин или арбузных семечек и учится высыпать их быстро (резко разжимая ладонь) и медленно (постепенно просыпая между пальцами)
«МАШИНА». Движение вперед по редко пунктирной линии. Педагог рисует на земле или на полу редкие черточки, направляющие движение ребенка. Линии в соответствии с текстом прямые, извилистые, петляющие.
На машину сели,
Прямо мы поехали.
На площадь заехали,
По кругу проехали.
Перекресток переехали,
На право поехали, налево поехали.
Ехали, ехали
И домой приехали.
Назад (спиной 2 — 3 шага) поехали
И в гараж заехали.


Н.В. Степанец
учитель — логопед
высшей квалификационной категории
МБДОУ № 321

Наглядно — практические приёмы развития речевой деятельности у детей с моторной алалией

Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все её компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую сторону речи.
Характерные особенности моторной алалии:
синдром оральной апраксии (не удерживает двигательные мелодии). У ребенка с алалией не формируются тонкие двигательные координации речевого аппарата. Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).
несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов. Дети затрудняются в назывании предметов, картинок и даже в повторении за логопедом отдельных слов, особенно сложной слоговой структуры. Искажения слоговой структуры слов в основном идут за счет ее упрощения — опускания звуков и слогов, перестановок, замен (нарушение ритмико — мелодических структур — не слышит ритм, ударение, рифмы).
В связи с этим задерживается развитие основного ведущего компонента экспрессивной речи — активного словаря (маленький разрыв между активом и пассивом).
При алалии нарушается процесс актуализации нужного слова по его звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. При этом наиболее трудными для актуализации оказываются слова, выражающие обобщения и абстрактные понятия и не несущие за собой конкретного зрительного представления (детям не доступно словесно — логическое мышление).
Для детей с моторной алалией характерна крайне низкая речевая активность. При этом, чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вторичные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов.
Вследствие этого у детей с моторной алалией отмечается:
— системность недоразвития всех сторон и функций речи. Навыки формирования и закрепления различных элементарных механизмов звукопроизношения и овладения ритмической структурой слов не складываются, не возникает способность подражания речи окружающих. Т. е. не создается базы для развития закрепления словаря.
— ребенок с алалией испытывает большие затруднения при овладении логико-грамматическими конструкциями, которые отражают пространственные отношения предметов. Дети не умеют отбирать факты. Важные для раскрытия темы, находить нужные слова, забивают основное содержание, застревают на второстепенных деталях. При достаточно развитой форме диалогической речи испытывают значительные трудности в овладении связной речью. Контекстная речь требует от ребенка определенного уровня сформированности умственных действий, необходимых для правильного отбора языковых средств.
-- недостаточность общей моторной сферы (дети неуклюжи, с трудом прыгают на одной ноге, не умеют самостоятельно одеться, раздеться, зашнуровать обувь);
— недостаточность речевой моторики (замедленные и неловкие движения языка, губ и всех артикуляционных подражаний, а отсюда и нарушения фонетической стороны речи);
— на начальных этапах формирования речи у ребенка с алалией отсутствует потребность общения, это обусловлено нарушением общей и речевой активности, не формируется весь подготовительный этап. Вместо связной речи используются у ребенка с моторной алалией жесты, мимика, пантомима, интонация. Таким образом, у детей с алалией недоразвитие речи сочетается с нарушением активности разных компонентов деятельности, отсутствие мотивации, стремления к общению.
Таким образом, для детей с моторной алалией характерны специфические особенности в усвоении ими родного языка. Прежде всего, при алалии слабо развито чувство языка, которое в норме возникает непроизвольно в процессе речевого общения. Для детей с моторной алалией также характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.
Первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослым, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.
Предпосылки развития речи определяются двумя процессами: — неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира; - вторым важнейшим фактором развития речи, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.
В ходе организованной предметно — практической деятельности ребёнка, применения игровых упражнений устраняются воспитательным воздействием невротические наслоения в характере ребенка.
Хотелось бы напомнить некоторые из тех приёмов, которые благотворно сказываются на развитии речи у детей с моторной алалией.
Начинаем работу с детьми (неговорящими) младшего и среднего возраста с приёма формального диалога. Развитие речи в онтогенезе!!! «Любой аномальный ребёнок развивается по тем же законам, что и нормальный, только медленнее» Л. С. Выготский.
Методика Железновой. Забавные двигательные движения, под простую мелодию, очень нравятся детям, они дарят им массу положительных эмоций. Могут сочетаться с показом игрушек. Методика предусматривает выполнение многих видов движений, которые укрепляют физическое здоровье (наклонись, подпрыгни), развивают чувство ритма, музыкального слуха и памяти, активизируют речь (проговаривание, подпевание), развивают мелкую и крупную моторику (пальчиковые игры, игра на муз. инструментах), эмоциональную сферу, внимание, наблюдательность.
Картинки. Красочные картинки животных птиц используются для развития понимания речи. Развитие подражания действиям, интонации. Освоение простых по структуре слов, состоящих из одного, двух слогов.
Предметно — практическая деятельность. Развитие речи происходит лучше во время деятельности. Рассматривание картинок, выполнение аппликаций, рисования и т. д.
Слоговая структура. Для стимуляции речи очень полезны ряд игр, включающих отдельные слоги, слова и восклицания. Включение речи в игру полезно потому, что этим достигается сочетание речи с приятной эмоцией. Речевой импульс рождается в игре наиболее естественным и потому легким путем. тому же речь в игре очень элементарна и доступна ребенку.
Использование «пальчиковых масочек», «волшебных тапочек», «медальонов» — для коррекции слоговой структуры, активизации речевой деятельности, развития диалогической речи.
(Цыплёнок. Лягушка).
Медальоны. Обогащение словаря и развитие связной речи интересно проводить в виде инсценировок и драматизаций.
Поросёнок. Стих. Заучивание стихов с демонстрацией действий. Использование рисуночно — знаковых схем для заучивания стихотворений, составлении рассказов и пересказов.
Представленные приёмы направлены на развитие общей моторной сферы, слухового внимания, зрительных и тактильно-кинестетических восприятий, пространственных восприятий и получается, что развитие речи проводим одновременно с коррекцией неречевых отклонений.
Таким образом, при условии успешной организации педагогической работы (при взаимодействии всех специалистов и родителей) устраняется травмирующее ребенка воздействие окружающей среды, выбирается правильное отношение ребенка с алалией к своему речевому недоразвитию и к логопедической работе по его преодолению. Речь совершенствуется в комплексе с развитием сенсорных и обще двигательных возможностей. У ребенка формируются практические речевые умения и навыки, происходит развитие мыслительной деятельности.